Биография александра калягина

Театр и кино

За свою карьеру Калягин исполнил десятки ярких ролей. Сразу после окончания «Щуки» он начал работать в Театре на Таганке, но спустя пару лет перешел в Театр имени Ермоловой. Однако и здесь он пробыл недолго.

В 1973 г. Александр стал актером «Современника», а вскоре вместе с Олегом Ефремовым перебрался во МХАТ. Именно на этой сцене он сыграл свои лучшие роли в «Тартюфе», «Живом трупе» и «Чайке». После раскола МХАТа, он снова остался с Ефремовым в труппе Театра имени Чехова.

В 1992 г. в биографии Калягина произошло знаковое событие. Ему удалось открыть собственный театр «Et Cetera», который успешно работает по сей день. Здесь артист продолжал выходить на сцену, а также проявил себя и как театральный режиссер.

Кадр из фильма «Здравствуйте я ваша тётя»

И все же, всесоюзную популярность Александру Калягину принес именно кинематограф. На большом экране он впервые появился в 1967 г., снявшись в биографическом фильме «Николай Бауман». Спустя 4 года ему досталась главная роль в драме «Преждевременный человек».

В 1974 г. Калягин преобразился в начальника железнодорожной станции Ванюкина, в знаменитой киноленте Никиты Михалкова «Свoй среди чужих, чужой среди свoих». Через год зрители увидели его в культовой комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!», которая принесла ему всеобщее признание.

В этой работе Александр смог в полной мере раскрыть свой творческий потенциал и показать себя в амплуа комичного артиста. Именно данный фильм стал его визитной карточкой. Далее он появился в драме «Неоконченная пьеса для механического пианино».

За эту работу Калягин удостоился спецприза жюри на МКФ в Картахене. В 1979 г. он участвовал в съемках детективной ленты «Допрос», где сыграл следователя Ганиева. В 80-е годы он запомнился по таким проектам, как «Мертвые души», «Большая игра» и «Прохиндиада, или Бег на месте».

К тому моменту биографии Александр Калягин уже получил звание народного артиста РСФСР, а также удостоился двух Госпремий СССР. После распада Советского Союза он продолжил сниматься в кино: «Как живете, караси?», «Ключ», «Чехов и Ко» и т.д.

В новом веке Калягин участвовал в съемках гораздо реже, появившись только в 4-х картинах. Положением на сегодня, его последним фильмом является комедия «Руд и Сэм», вышедшая на экраны в 2007 г.

Помимо игры в театре и кино, Александр Александрович озвучивал фильмы и мультфильмы. Интересен факт, что именно его голосом говорит кот Леопольд

Важно отметить, что Калягин также исполнил и все песни в этом мультфильме, включая композицию «Ребята, давайте жить дружно»

Жизнь артистки Евгении Глушенко. История ее успеха и большой любви

Евгению Глушенко зрители помнят и любят по картине «Влюблен по собственному желанию», где она сыграла этакую «серенькую мышь», которую весь фильм добивается красавец в исполнении Олега Янковского. Хотя в послужном списке актрисы около тридцати ролей.

Евгения родилась в Ростове-на-Дону в начале 50-х. Каких-либо достоверных сведений о семье будущей артистки нет. Известно лишь, что девочка была крайне застенчива, и родители отдали ее в театральный кружок, чтобы хоть как-то помочь ей раскрыться.

Женя так увлеклась этими занятиями, что стала целыми днями пропадать в Доме пионеров. Но о том, чтобы стать профессиональной актрисой она даже боялась подумать, ведь она все еще не обрела уверенность в себе. После школы она собралась поступать в педагогический, но руководитель театральной студии уговорила девушку поступить в Ростовский театральный институт.

Несмотря не кажущуюся неуверенность, Женя поступила с первой попытки. Проучившись год в Ростове, Евгения решила, что ей будет лучше в столице и уехала покорять тамошние ВУЗы. Подала документы сразу во все, однако была зачислена в «Щепку», которую она закончила в 1974 году.

На последнем курсе ей поступило два предложения из Костромского театра и Малого московского театра, девушка выбрала столичную сцену, несмотря на то что, там было гораздо труднее добиться главных ролей. В Малом театре она прослужила 18 лет и сыграла за это время 24 роли.

Дебют в кино состоялся у Жени еще в шестнадцать лет, это была дипломная работа Никиты Михалкова, но фильм не приняли, и роль прошла совершенно незаметно. Так что настоящим дебютом, наверно, можно считать другую картину Михалкова, «Неоконченная пьеса для механического пианино», после нее Глушенко действительно стала знаменитой.

Партнером Жени в «Неоконченной пьесе» был тогда уже известный Александр Калягин. Он добивался ее благосклонности и в картине, и в жизни. Актер был вдовцом уже больше пяти лет, его жена ушла из жизни совсем молодой, оставив дочь Ксению, которой тогда было 4 года.

Поначалу Александр никак не решался завязать серьезные отношения с молодой женщиной, ему было крайне важно, чтобы маленькая дочь не оттолкнула его новую избранницу. Только после того, как Евгения и Ксения сблизились, он решился сделать предложение

Женя стала второй мамой для маленькой Ксюши, а вскоре у девочки появился братик Денис.

В семье царили счастье и покой, Калягин много снимался, Женя создавала ему условия для беспрепятственной работы, попутно успевая играть в театре, сниматься в кино и обеспечивать уют в доме.

После «Неоконченной пьесы» ее буквально завалили предложениями о съемках. Подряд стали выходить фильмы с ее участием, несмотря на внешнюю неброскость, ей удалось завоевать любовь и признание зрителя.

Все шло хорошо, но время от времени до Евгении стали доходить слухи о том, что супруг ей изменяет. В желтой прессе стали появляться статьи о непристойном поведении артиста Калягина. Их дом стали осаждать журналисты

Евгения старалась не обращать внимание на весь этот шум, не позволяла никому вторгнуться в свою семью, стремилась как можно дольше сохранить семью. Она надеялась, что все сойдет на нет, муж одумается

Но чуда не произошло. В итоге после сорока одного года совместной жизни супруги расстались.

Сейчас 67-летняя актриса продолжает играть в постановках на сцене Малого театра, преподает азы актерского мастерства студентам родной «Щепки». В кино, правда, уже давно не снимается, что не мешает ей оставаться любимой артисткой для поклонников нашей героини.

Спартак Мишулин

Спартак Мишулин прославился благодаря телепередаче «Кабачок «13 стульев», где на протяжении 14 лет играл пан Директора. Среди ярких ролей актера — Саид в «Белом солнце пустыни» и индейский вождь в «Человеке с бульвара Капуцинов». В 1979 году у артиста и его жены Валентины Константиновны родилась дочь Карина, которая пошла по стопам отца и стала актрисой. Спартак Мишулин умер от инфаркта в 2005 году.

Марк Рудинштейн, Станислав Садальский и концертный директор Александр Добрынин подтвердили, что много лет знали от самого Мишулина о Тимуре и его матери. Татьяна Еремеева познакомилась со Спартаком в 1971 году и встречалась до самой его смерти. Вдова артиста и его дочь Карина категорически отвергли родство Тимура с Мишулиным. Ввиду отказа семьи эксгумировать тело отцовство Мишулина осталось недоказанным.

Семейная жизнь актера

Евгения Глушенко стала официальной женой Александра Калягина в 1978 году. Спустя еще два года в семье произошло пополнение: родился сын Александра Калягина, Денис. Супруги жили в мире и согласии. Они работали в разных проектах и выступали в разных театрах, стараясь, чтобы работа не мешала супружескому благополучию.

Александр Калягин и Евгения Глушенко с детьми

Подрастали дети актера от обоих браков: дочь Александра Калягина постепенно перебралась в Нью-Йорк, где вышла замуж и воспитывает двоих детей. Что касается сына Александра Калягина, он выбрал для себя профессию журналиста и тоже перебрался в США.

Калягин и Глушенко пробыли в браке почти 30 лет, но в 2008 году все же объявили о разводе, не назвав точной причины. Ходили слухи, что даже вопреки своему солидному возрасту актер увлекался молодыми женщинами и заводил с ними романы. Вероятной избранницей Александра называли актрису Екатерину Редникову, но эта информация не подтвердилась. К бывшей жене и детям Александр Калягин сохранил теплые чувства и время от времени видится с ними, интересуясь о том, как складывается их судьба.

От партийного работника до дружелюбного кота

Талант Александра Калягина не знает границ. Его способность к перевоплощению поражает зрителей нескольких поколений. При этом артисту совершенно не нужен грим или костюмы, чтобы быть разным. Интонация, взгляд мгновенно превращают его из добродушного толстячка в жесткого и циничного человека.

Александр Калягин в фильме «Неоконченная симфония», 1968 год

За свою киноисторию артист успел сняться более чем в 50-ти фильмах. Дебютом на экране стала роль партийного работника в киноленте «Николай Бауман». Позже были работы по произведениям классиков и современных авторов. Артиста любят не только взрослые, но и дети, помнящие его по роли злого духа в «Сказке, рассказанной на ночь». И благодаря голосу, подаренному любимому несколькими поколениями детворы коту Леопольду из мультсериала.

За свой талант Александр Калягин был отмечен многочисленными наградами (лучший артист по версии популярного журнала «Советский экран», международная премия Колумбии). Дважды Калягин становился лауреатом госпремии СССР. Получил звания народного и заслуженного артиста РСФСР. Что касается народной любви, то ее обладателем артист стал после блестящего исполнения роли безработного проходимца Бабса Баберлея, сумевшего стать донной Розой в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!».

Александр Калягин и Михаил Козаков в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!», 1975 год

Стоит отметить, что подобный эксперимент был весьма рискованным. Ведь до Калягина советские артисты не примеряли на себя женские образы, рискуя остаться непонятыми. Но и здесь Александру Александровичу удалось стать первопроходцем, рискнувшим и сорвавшим главный куш – зрительские симпатии и невероятный успех.

На сегодняшний день последней ролью Александра Калягина стал образ старичка из дома престарелых. Он, вместе со своим другом, неожиданно получают доступ к солидной сумме, и решают использовать ее по своему усмотрению. Фильм «Руд и Сэм», в котором Калягин вновь сыграл в дуэте с Арменом Джигарханяном, был очень тепло встречен зрителями. Но после него артист решил, что уже пора завершать кинокарьеру, полностью переключившись на театр.

Александр Калягин — Римасу Туминасу

13.11.2021

А.А. Калягин — Художественному руководителю Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Р.В. Туминасу. «Мне очень захотелось поздравить тебя лично с прекрасным юбилеем Вахтанговского театра. Сказать тебе самые искренние слова благодарности и восхищения. То, что свой 100-летний юбилей театр празднует на таком художественном подъеме, это твоя заслуга.
Мудрейший Михаил Александрович Ульянов привел тебя в театр, и это стало началом взлета, художественных побед, открытий… Театр обрел лидера, бесконечно талантливого, живущего творческими задачами, а не склоками и конфликтами.
Ты сразу стал своим, тебя приняли все – и великое старшее поколение, и молодежь. Тебя полюбили!».

Личная жизнь[ | ]

Семья

  • Отец — Александр Георгиевич Калягин (1895—1942), декан исторического факультета Московского областного педагогического института (МОПИ).
  • Мать — Юлия Мироновна Зайдеман (1901—1973), заведующая кафедрой французского языка МОПИ; в 1930-е годы работала также переводчиком-референтом (помимо французского, свободно владела идишем, английским и немецким языками).
  • Бабушка — Мария Борисовна Зайдеман (урождённая Арест, 1876—1940). Дед — Меер Беркович (Мирон Борисович) Зайдеман, часовых и ювелирных дел мастер, владелец московских магазинов «Ювелирные вещи» в доме Брюсовых на Цветном бульваре, доме Потехина на Троицкой улице и доме Поляковой на 2-й Мещанской улице.
  • Первая жена — Татьяна Фёдоровна Корунова (1941—1972), актриса, умерла от рака Дочь Ксения (род. 1965), живёт в Нью-Йорке. Внук Мэтью (2001), в дополнение к средней школе учился также в воскресных русской и еврейской школах.
  • Внучка Анна-Полина Кендалл (2011), удочерена в четырёхмесячном возрасте из детского дома.

Вторая жена — Евгения Константиновна Глушенко, актриса.

  • Сын Денис, журналист, учился в частной школе «Джордж-скул» под Ньютоном (недалеко от Филадельфии).

Тётя — Эсфирь Мироновна Зайдеман-Конюс (1896—1964), врач-педиатр и историк медицины, доктор медицинских наук, заведующая кафедрой истории медицины Центрального института усовершенствования врачей; её муж — экономист Александр Александрович Конюс.
Дядя — Илья Миронович Горский-Зайдеман (1904—1939, расстрелян), инженер-химик и комсомольский деятель, выпускник МВТУ (1929), в 1921 году возглавил первый пленум Марийского организационного комитета Российского коммунистического союза молодёжи и был избран первым ответственным секретарём Марийского областного комитета РКСМ, начальник первой советской лаборатории по разработке боевых отравляющих веществ на химическом заводе № 51, кавалер ордена Ленина.

Первое серьезное решение

Когда Саше исполнилось пять лет, он решил, что будет артистом. Поскольку он вырос среди множества женщин-родственниц и был окружен нежностью и любовью, то сразу садился на голову и проявлял свой характер. Шурик достаточно рано сообразил, что его родной стихией является кривляние. Все родственники восхищались его выступлениями. В детстве Саша был уверен, что труд актера — это очень легкий хлеб. Юлия Мироновна очень серьезно отнеслась к театральным занятиям своего мальчика.

Учась в школе, Александр начал читать стихи во Дворце пионеров. Когда он немного подрос, то выступал уже читая серьезную литературу.

Биография Александра Калягина

Среди ролей, сыгранных Калягиным в кино и на телевидении, – Полуорлов в фильме «Старый Новый год» (1980), Эзоп в одноименной телекартине (1981), Сан Саныч в фильме «Прохиндиада, или бег на месте» (1984), поэт Василий Андреевич Жуковский в сериале «Бедная Настя» (2003-2004), Сэм в киноленте «Руд и Сэм» (2007) и другие.

Как режиссер Калягин снял фильмы «Подружка моя» (1985) и «Прохиндиада-2» (1994).

Александр Калягин вел активную преподавательскую деятельность. В 1986-1990 годах он вел курс в Школе-студии МХАТ. Со своими студентами выпустил спектакль «Чайка», который стал заметным событием театральной жизни Москвы.

В 1989-1991 годах Калягин преподавал в Международной школе театрального искусства имени А. Чехова в Цюрихе (Швейцария), в 1990-1993 годах – Британско-американской школе драматического искусства в Оксфорде (ВАDА, Англия), 1992-1995 годах – Чеховской школе театрального искусства в Париже (Франция), где, как и в Цюрихе, он проводил мастер-классы совместно с Анастасией Вертинской.

В 2007 году силами Союза театральных деятелей России и Александра Калягина была создана Международная летняя театральная школа. В учебной программе школы – занятия сценической речью и актерским мастерством, сценическим движением и фехтованием, историей театра, а также – подготовка выпускных спектаклей и мастер-классы корифеев русского театра. Обучение бесплатное, оно направлено на работу с молодыми актерами из театров ближнего и дальнего зарубежья. За пять лет существования в школе прошли обучение 400 артистов из 38 стран мира.

С 1996 года Александр Калягин является председателем Союза театральных деятелей России (СТД). В 2011 году на VI съезде театральных деятелей абсолютным большинством голосов он был переизбран на это пост на очередной срок.

Калягин состоял членом Совета по культуре и искусству при президенте РФ в 1999, 2001 и 2004 годах.

В 2006 и 2010 годах входил в состав Общественной палаты РФ.

Артист был доверенным лицом кандидата Владимира Путина на выборах в президенты России 2012 году.

Александр Калягин был дважды удостоен Государственной премии СССР (1981, 1983), Государственной премии РСФСР имени Станиславского (1978).

Он был награжден орденами Знак почета (1985), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002), III степени (2007).

В 2012 году Калягин был награжден орденом Почета.

В 2001 году ему был присужден золотой почетный знак «Общественное признание». В 2005 году по результатам Открытого ежегодного всероссийского конкурса «Лидер года» артист был признан лучшим общественным деятелем. Он является лауреатом нескольких премий в области искусства.

Александр Калягин женат вторым браком. С первой женой – актрисой Татьяной Коруновой артист познакомился во время учебы в Щукинском училище, впоследствии она умерла, оставив маленькую дочь Ксению.

Со второй супругой – народной артисткой России Евгенией Глушенко Калягин встретился на съемках фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино».

Дочь от первого брака Ксения живет и работает в США. Сын от второго брака Денис окончил в США частную школу «Джордж-скул», затем колледж «Сент-Джон», живет и работает в Москве.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Герой-любовник или юный пионер?

Перейдя на второй курс, он был отчислен из училища за профнепригодность. Преподаватели никак не могли прийти к общему мнению: какое же амплуа будет у будущего актера. Пионеров он не может играть, герои — тоже не его стезя, а старичков и так без счета. Александр уже тогда был не очень худеньким и начинающим лысеть.

Его спасителем оказался Антон Павлович Чехов. Спустя много лет театроведы восхищенно восклицали: Калягин Александр Александрович будто бы явился на этот свет, чтобы примерять на себя чеховских персонажей! Выигрышной картой для него стала первокурсница Люба Коренева, которую он всегда вспоминает со словами благодарности. В четыре руки они поставили небольшой кусочек спектакля по Антоше Чехонте, который ректор Борис Захава признал на всем курсе лучшим. Вскоре Саша стал практическим лучшим учеником.

Детство, юность, выбор профессии

Детство Александра Калягина пришлось на военные и послевоенные годы. Московский педагогический институт, в котором его отец возглавлял исторический факультет, был эвакуирован в небольшой городок Малмыж. Здесь в 1942 году родился будущий актер. Вскоре после появления на свет сына старший Калягин скоропостижно скончался от инсульта. Мальчик остался на попечении матери. Юлия Мироновна Зайдеман заведовала кафедрой иностранных языков в том же институте. Она в совершенстве владела французским, английским, немецким языком, хорошо знала идиш.

Когда эвакуация закончилась, семья вернулась в Москву. Мама первая заметила склонность сына к театральному действу. Она пригласила плотника, чтобы тот сделал для семилетнего мальчика настольный кукольный театр. Ребенок разыгрывал для родных и соседей по коммунальной квартире мини-спектакли, сюжеты для которых часто придумывал самостоятельно.

В детстве

Так получилось, что рос он в окружении тетушек, двоюродных сестер и маминых подружек. Тетя Эсфирь Мироновна заведовала кафедрой медицины в Центральном институте усовершенствования врачей. Она была историком медицины, доктором наук и врачом-педиатром. Неслучайно, когда встал вопрос о будущей профессии племянника, она внесла свою лепту и уговорила его поступать в медицинское училище.

Интересный факт! Дед по линии матери в свое время владел несколькими московскими ювелирными магазинами. Его сын Илья Миронович не только принял революцию, но и стал активным участником комсомольского движения. Он был первым секретарем марийского областного комитета РКСМ, возглавлял первую советскую лабораторию по разработке химического оружия. Его расстреляли в 1939 году.

Биография Александра Калягина так бы и осталась связанной с медициной, если бы два года работы на скорой помощи не расставили все точки над i. Парень принял решение вернуться к своей мечте стать артистом и подал документы в Щукинское театральное училище. В 13 лет он написал наивное письмо Аркадию Райкину, который наряду с Чарли Чаплиным, был его любимым артистом. Самый популярный советский актер ответил подростку. Это письмо Калягин хранит всю жизнь, а в 1978 году зачитал его перед телеаудиторией в эфире передачи «Театральные встречи», чем порадовал Аркадия Исааковича.

Учеба в театральном училище давалась нелегко. На первом курсе никак не получались этюды. Борис Захава, который в то время руководил «Щукой», даже поставил вопрос об исключении Калягина. Тогда студент взял себя в руки и показал три стадии опьянения, за что получил трояк и был переведен на следующий курс. Затем стало легче. Александр Александрович даже сыграл роль в спектакле «Свидание состоялось, но…», будучи второкурсником. Он органично перевоплотился в образ чеховского героя.

Молодой обаятельный артист без труда завоевал расположение своих новых коллег

В 1965 году он получил диплом и был приглашен в труппу Театра на Таганке. Два года он прослужил под началом культового режиссера Юрия Любимова, но потом понял, что его не совсем устраивает метод работы постановщика с актерами. Любимов всегда был склонен менять мизансцены, ход спектакля, манипулируя актерами, как марионетками. Калягин понял, что такая работа его утомляет, и перешел в театр им. Ермоловой. Здесь он сыграл роль Попришина в комедии Гоголя «Записки сумасшедшего», которую считает началом своей профессиональной актерской карьеры.

Александр Калягин: биография

У Александра Калягина есть правило: не обсуждать личную жизнь. Когда-то он не хотел, чтобы его жалели, потом — суеверно боялся сглазить свое счастье. А несколько лет назад ему и его семье пришлось пережить череду скандальных публикаций в прессе. Его семью словно преследует злой рок: отец актера умер, когда Саша был годовалым малышом, и мама воспитывала его одна. Любимая жена скончалась совсем молодой. Он остался один с маленьким ребенком на руках…

«В детстве я был лентяем, вруном и нахалом», — признается Калягин. Воспитывать сына матери помогали бабушки, тетки, соседки — в этом бабьем царстве будущий актер чувствовал себя королем. Все умилялись тому, как забавно он кривляется, а мама, чтобы порадовать сыночка, даже заказала мальчику домашний театр — небольшую сцену с кулисами.

У Саши был великолепный слух, и мама отдала его в музыкальную школу, в класс скрипки. Занятия он ненавидел. После трех лет мучений сломал скрипку и забросил на шкаф: «Больше в музыкальную школу не пойду!» Мама пыталась быть строгой, взывать к его совести — все бесполезно…

Александр Калягин о работе в Союзе

Только когда я возглавил СТД РФ, я понял, какая это огромная махина, как отлаженно она работает, какой силой и мощью обладает. Я стал постигать законы, по которым уже более века работала машина под названием «Союз театральных деятелей России», вникать в документы, изучать историю Всероссийского театрального общества, членом которого был многие годы, но при этом немного знал о его структуре, о содержании его деятельности. И я восхитился, насколько изначально правильно и точно здесь было все организовано.

Создатели Всероссийского театрального общества, тогда еще «Общества вспоможения русским артистам» положили в основу театрального объединения две главные идеи — помогать нуждающимся коллегам и способствовать развитию театрального дела в России. Собственно говоря, по этим двум направлениям и сегодня работает наш творческий Союз. Быть может, поэтому он и не развалился, что с самого начала осуществлял деятельность, необходимую и для каждого члена Союза, и для всего российского театра как социального и общественного института.

Михаилу Александровичу Ульянову удалось сохранить Союз театральных деятелей России в самые сложные годы, когда другие творческие союзы распадались. А нам предстояло обеспечить Союзу новую полноценную жизнь, от стратегии выживания перейти к стратегии развития. Со своими коллегами мы определили для себя главный принцип: здоровый консерватизм в сочетании с умением современно мыслить и адаптироваться к новым условиям. И надо сказать, что он оказался успешным.

Мы ничего не разрушали, а наоборот, старались восстановить в полном объеме ту деятельность, которую осуществлял СТД РФ еще в советские времена. Мы возобновили работу лабораторий, семинаров, мастер-классов, их стало больше. Под эгидой Союза сегодня проводится множество фестивалей, практически нет в стране фестиваля, в котором бы СТД РФ не принимал участия в том или ином виде. Мы проводим масштабные всероссийские театральные форумы, на которых деятели театра не только обсуждают насущные  проблемы, но и повышают свою профессиональную квалификацию. Мы добились серьезной доплаты к пенсиям народным артистам России, мы ежегодно имеем возможность оказать существенную материальную поддержку членам Союза (это более 600 человек в год), попавшим в трудную жизненную ситуацию. Моя особая гордость — после долгих лет нам удалось при личной поддержке Президента России В.В. Путина и непосредственном участии  тогда Управляющего делами Президента России В. И. Кожина выстроить настоящий Дворец ветеранов сцены в Петербурге. Сейчас идет полным ходом реконструкция наших здравниц, которые должны стать конкурентно способными. Мы активно работаем с творческой молодежью. Стипендии, гранты, форум-фестиваль «Артмиграция», Международная летняя театральная школа СТД РФ —  все это на слуху.

Делается действительно очень много. Но самое главное, наш Союз — это общественная организация, в которую каждый ее член может прийти со своей личной бедой и именно здесь можно найти поддержку в решении проблем своего театра. Переписка, которую ведет СТД РФ, если когда-нибудь будет опубликована, может стать важным свидетельством нашего времени. По этим письмам можно будет судить, какими проблемами жила театральная культура в эти годы

Мы стараемся вести диалог с губернаторами, ненавязчиво рассказывая, как важно поддержать театр в области. И большие начальники становятся чаще всего нашими единомышленниками и нам помогают: где-то отремонтировать театральное здание, где-то выстроить Дом Актера, где-то прибавить зарплату

Когда я пришел в СТД РФ, то первым делом попросил напечатать в увеличенном формате старинную фотографию, на которой изображены участники Первого съезда театральных деятелей России. Мы ее повесили над лестницей при входе в СТД. Кроме того, я уговорил Михаила Александровича Ульянова позировать художнику, и теперь в моем кабинете висят портреты всех предшественников, всех тех, кто создавал, сохранял и развивал наш Союз. В этой преемственности поколений, в сохранении нравственных и художественных принципов великого русского театра я вижу главную миссию уникального театрального объединения, которое называется «Союз театральных деятелей России».

Думать вместе

«АиФ»: — Да так и будет: одни продолжат кричать о процветании, другие — о всеобщем кризисе. А ваше мнение как профессионала и как зрителя — театр наш в кризисе?

А.К.: — Про то, что в театре кризис, я слышу не один десяток лет. Может, так происходит оттого, что театр — очень живой организм, чувствительный ко всем переменам времени, изменениям в обществе, потому он постоянно меняется. И каждую перемену в нём кто-то воспринимает как кризис, а кто-то — как «новые формы», как их поиск. То, что современный театр нуждается в реформировании, это ясно, и много раз об этом сказано, в том числе и мною. Но ведь каждый имеет своё представление о том, какие именно реформы нужны.

«АиФ»: — И всё-таки «театр — в массы, а масса — в кассу».

А.К.: — Конечно, мы все думаем о «кассе», никуда от этого не деть­ся. Но глубокое заблуждение — считать, что зрителю нужны исключительно развлечения, легковесные бульварные комедии, ничего не дающие ни уму ни сердцу. Я чувствую, как зал слушает, когда у нас в театре идёт «Буря» Шекспира, поставленная нашим главным режиссёром Робертом Стуруа. А ведь это очень сложная постановка, наполненная серьёзнейшими грустными раздумьями о человеке. Но зрители отзываются на эту историю: кто-то зачарованно смотрит красивую, волшебную сказку, а кто-то проживает вместе с моим героем Просперо его историю, начинает задумываться. О чём? О природе ненависти и всепрощения. Наш русский театр не может существовать без сопереживания, сострадания, боли, и мне бы очень не хотелось, чтобы формальные приёмы, даже самые изощрённые, заменили на сцене живого человека.

«АиФ»: — А искусство может что-то реально изменить в человеке?

А.К.: — Когда Владимиру Набокову задали такой же примерно вопрос — оказывает ли искусство влияние на человека, — он ответил весьма лаконично: никакого. Не уверен, что он был абсолютно прав, хотя… Я бы сказал по-другому: без искусства человечество одичает, без него труднее оставаться человеком, бороться с самим собой, со своими низменными инстинктами. Но воздействие искусства — это процесс не сиюминутный: прочёл хорошую книгу — и сразу стал лучше. Это медленный процесс накопления — знаний, культуры, добрых чувств.

«АиФ»: — А вы делите людей на умных и не очень, добрых и злых?

А.К.: — Я не делю людей на группы, но всё подмечаю — в силу профессии и своего ироничного характера — просто умею наблюдать. У меня цепкий глаз и цепкая интуиция, а потому я вижу людей и могу, как мне кажется, распознать, кто умён, кто талантлив, кто добр. Это просто большой актёрский опыт, только и всего. Я с большой иронией отношусь и к себе. Я самоед, а потому награды и звания не могут меня успокоить, усыпить этот постоянный зуд, что не всё сделал или сделал не так, как надо. Отношусь с юмором к торжествам и поздравлениям. Иначе можно с ума сойти. Вот юбилей мой… Не думал, что доживу. Рад, что дожил. А всё, что сделал, это ради памяти моих мамы и папы. В конце концов, всё, что мы делаем в жизни по-настоящему, это ради своих близких.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector